Тема: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону
и вдруг написал нечто такое, где он никому
не подражал, зато всем уже целый век хочется
подражать ему. Но совершенно очевидно,
что это невозможно, ибо он владеет тем,
что у актера называют«сотой интонацией».
Слово слушается его, как змея заклинателя…»
Цели урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей урока.
3. Работа по презентации.
Слайды 1, 2
М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Слайды 3, 4, 5
Детство Михаил провёл в имении Тарханы,
расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без
памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание
не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления
Слайд 6
в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.
Слайд 7
Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в
университете.
В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорамиЛермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в
Петербург.
Слайд 8
где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Слайд 9
По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.
Слайд 10
Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."
Слайд 11
Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.
Слайд 12
Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
Слайды 12 - 13
В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.
Слайд 14
1838 год. Появление в «Отечественных записках»
стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.
Слайд 15
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и
раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и
Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.
Слайды 16
Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как
мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург.
Слайд 17
В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.
13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу.Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Слайд 18
Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, чтоЛермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.
Слайд 19
"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.
Слайд 20
1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.
И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого
человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и
проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.
Слайд 21
Периоды творчества М.Ю.Лермонтова
4. Основные положения лекции:
Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.
Таким образом, основные темы и мотивы лирики
Лермонтова - это:
Запись в тетрадь:
5. Итог урока.
В творчестве Лермонтова отразилась общественная
ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске
гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так,
пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от
божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и
подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он
теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью
отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить
только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.
6. Домашнее задание.
Рассказать о жизни и творчестве М.Ю.
Лермонтова.
3) Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.